Изумительно, что эти существа, уподобляемые наиболее тонким и стремительным веществам – духу и огню, появились в проекте с первых же дней вместе с пандемическим крушением привычного хода событий, ибо «Он создал их вечными духами в их владычестве, звездами ради их троп, буйными ветрами ради их ноши, зарницами и молниями ради их службы, кладовыми запасов ради их тайн» (из кумранских Благодарственных гимнов)
[2]. Здесь уместно вспомнить, что ангелы в виде особого рода существ закрепились в неоплатонической и христианской системе мира лишь во II в. н. э. До этого времени древнегреческое слово «ангелос» означало функцию, которую одно божество выполняло в субординации другому, стоящему на более высокой ступени иерархии.
Силы, олицетворяемые ангелами, не действуют от своего собственного имени, но передает волевой импульс из основного психического центра. По словам Марии-Луизы фон Франц, символические картины подсознания очень часто рождают мотив «ядра» или круга, которые, психологически, воспроизводят психическое ядро, жизненный центр личности, откуда берут свое начало структуры сознания. В картинах проекта образ круга, шара, окружности будет повторяться так или иначе, снова и снова от первого и до самого последнего дня. «Естественно, что образ такого центра, - пишет она, - будет появляться особенно ярко в том случае, когда психическая жизнь индивидуума находится под угрозой»
[3]. В момент наибольшей беспомощности именно в этом центре происходит формирование спасительной возрождающей энергии.
Мотив спасения отчетливо заметен во всех первых пяти изображениях: маяк, милосердие, и особенно мадонна и ангелы. «Бесчисленные ангелы, как бы ни были высоки они, должны содействовать и помогать, когда происходит рождение Бога в душе», утверждал майстер Экхарт
[4]. «Природа спасительного символа есть природа младенца, иными словами, символу и его функции присуща детская и беспредпосылочная установка», пишет К.Г.Юнг
[5], и рождение такого спасителя «равносильно великой катастрофе»
[6].