Другой важный повод для возрастания социальной тревоги кроется в том, что события политико-экономической жизни становятся все менее управляемыми и прозрачными, а в сферах коммуникации накопилось такое количество обмана и извращений добрых намерений, что в массовом сознании довлеет стойкое чувство, будто все разваливается на части и что-то идет не так. Это влечет за собой затопляющее смутное разочарование и уныние, которые охватывают в основном молодежь развитых стран, где почти каждый уже исчерпал все выгоды экономического роста.
Войны, болезни, голод, смерть, — это то, чего люди и раньше боялись и сейчас сильно боятся. И одновременно, это объективные явления современной реальности, которые, однако, далеко не всегда непосредственно переживаются большинством людей. Оттого с ними многим удается неплохо уживаться: страшные по своей сути события перестают восприниматься людьми как неожиданные и пугающие, и это ведет к постепенной переоценке категорий добра и зла.
Будучи одним из важнейших чувств, сопровождающих перемены, тревога возрастает еще больше от того, что никто не знает, что же из этой ситуации получится – на виду то, что уходит, но не то, что может прийти на смену. Так происходит в процессе личного анализа и индивидуальной трансформации, и точно так же – в периоды трансформации больших социальных систем: семейной или культурной. Сейчас, похоже, тревога присутствует на всех уровнях жизни. Вместе с тем в современном обществе она сопрягается с сильным желанием двигаться вперед, которое хорошо проявляется именно на индивидуальном уровне. Многие люди находятся в состояниях перехода, делилась наблюдениями Карин Жироне, они меняют работу, разрывают отношения, переезжают... По ее мнению, такое стремление идти вперед символизирует освобождение от прошлого и утверждение надежды на то, что новое – возможно.
Ведь мир уже очень сильно изменился. Стабильное состояние тревоги ослабляет веру в экономику и планируемые действия, что фундаментально меняет отношение к традиционным формам управления. И он продолжает структурно меняться. Развитие коммуникаций, современных технологий и социальных сетей все сильнее расшатывают патриархальный уклад и иерархичную структуру. Идет постоянный поиск новых лидеров, многочисленные бизнес-школы, коучи и тренеры по всему миру и на всех языках преподают «лидерство». Это стало приобретать даже некоторую символичность на фоне коснеющего образа традиционного лидера с характерными сильными нарциссичными качествами, к примеру, высокой чувствительностью к проявлениям власти, к тому, кто на его стороне, а кто нет. Исходя из своего опыта бизнес-консультирования, Карин Жироне считает, что авторитет современного лидера все чаще основывается на его личных качествах, на том, как эти качества помогают ему самому вести его собственную жизнь, становиться аутентичным в самовыражении и взаимодействии. Этим новым лидерам скорее свойственен научно-исследовательский, а не командный подход.