Есть две вещи в юнгианском сообществе, которые я считаю очень новыми и интересными. Первая заключается в том, что Юнг приветствовал междисциплинарность, о которой я и пишу последние пару лет. Междисциплинарность даёт возможность объединить все дисциплины вместе как общественное, этичное и религиозное видение, чтобы вся планета работала едино с соблюдением принципов этики и уважением различий друг друга. Юнг очень такое приветствовал, и вы это заметите, если покопаетесь в том, что он писал, например, о своём отношении к знанию.
Как часть междисциплинарности, существует и новый способ вести исследование, который называется «художественный метод» (arts-based research
[1]). Он уже используется, преимущественно, в социальных науках. Это совершенно особенный метод. В результате него не создаётся произведение искусства, он не является изучением искусства или исследованием об искусстве. Этот метод исходит из того, что способ создания искусства – это способ получения знания. Это новый подход в сообществе, его начали использовать примерно в 1990-х. В фокусе внимания исследователей, практикующих художественный метод, находится образ, психический образ и интуиция. У них нет разработанного языка, чтобы изучать это. Собственно, язык для исследования интуиции предоставил Юнг. Вообще, четыре функции, которые выделил Юнг, очень тут уместны: ощущение, мышление, чувствование, включая все этические направления, в которых психика будет работать.
Другими словами, Стефано, художественный метод используется для психотерапии с миром. То, что ты делаешь, как клиницист с клиентом – работаешь в рамках некоего теменоса и создаёшь что-то – это как раз то, что делает исследователь с помощью художественного метода. Юнгианское исследование на основе художественного метода материализует образ психики.
Я должна подчеркнуть, что, говоря об исследовании на основе художественного метода (arts-based research), я использую слово «искусства» (arts) во множественном числе, не ограничиваясь живописью. Я лично занимаюсь в рамках художественного метода художественными текстами. Т.е. любая артистичная форма выражения обогащается исследованием, потому что исследование вытаскивает искусство из его «коробки», в которую его упаковала современность. Юнгианская перспектива обогащает искусство как исследование за счет того, что так мы можем обосновать роль психики и роль психики, выходящей в мир, потому что у художественного метода есть, что предложить юнгианцам, — это искусство, у которого есть наследие, культурные локализации, у него есть идеи и философия, все уже готово внутри него. Так что, используя художественный метод, юнгианцы могут принести свои наработки в мир так, чтобы с ними можно было начать коммуницировать, а это особенно трудно сделать, если ты – клиницист и пытаешься объяснить, почему то, что ты делаешь с пациентом, так важно.